Версия для печати.
Опубликовано на сайте Страна.Ru 12.04.02. 17:32
|
После революции 1917 года и Гражданской войны Троцкий получил возможность применить свою схему церковно-государственных отношений в жизни. Православную Церковь он, как и Ленин, считал феодальной организацией, т.е. политическим анахронизмом. В марте 1922 г., затрагивая в специальной записке тему церковного раскола, Троцкий подводит под него настоящий идеологический фундамент, вспоминая историю Реформации в Европе и называя ее приспособлением Католической Церкви к нуждам зарождавшегося буржуазного общества.
1. Октябрьская Революция докатилась до церкви только теперь. Причины:
идейная слабость церкви и ее сервилизм. Переход от "самодержавного" к
"благоверному временному правительству". При переходе к советской власти
отделение церкви от государства помогло безхребетной церковной иерархии
приспособляться и отмалчиваться. Но несомненно, что за время советской власти
церковная иерархия, чувствуя себя "гонимой" (потому что непривилегированной),
готовилась и готовится воспользоваться благоприятным моментом. Вокруг нее
определенные контрреволюционные кадры и политическое влияние через посредство
религиозного влияния.
2. Европейская церковь прошла через стадию
реформации. Что такое реформация? Приспособление церкви к потребностям
буржуазного общества. Ему предшествовали секты среди ремесленников и крестьян.
Секта - это религиозная партизанщина крестьянства и мелкой буржуазии вообще.
Буржуазия подняла секты до уровня реформации, обуржуазив религию и церковь, и
тем придала ей больше жизненности и устойчивости (Англия).
3. У нас
оппозиция против церковной казенщины дальше сект не шла. Буржуазия была
слишком ничтожна, чтобы создать реформацию (как режим демократии).
Интеллигенция чудила в религиозной области - каждый по своему. Церковь
оставалась формальной, бюрократической и, как сказано, вставила в свой ритуал
вместо "самодержавнейшего" - "благоверное временное правительство".
4.
Таким образом, церковь, вся пропитанная крепостническими, бюрократическими
тенденциями, неуспевшая проделать буржуазной реформации, стоит сейчас лицом к
лицу с пролетарской революцией. Какова же сможет быть ее дальнейшая судьба?
Намечаются два течения: явно, открыто контрреволюционное с
черносотенно-монархической идеологией и - "советское". Идеология "советского"
духовенства, невидимому, вроде сменовеховской, т.-е.
буржуазно-соглашательская.
5. Если бы медленно определяющееся
буржуазно-соглашательское сменовеховское крыло церкви развилось и укрепилось,
то она стала бы для социалистической революции гораздо опаснее церкви в ее
нынешнем виде. Ибо, принимая покровительственную "советскую" окраску
"передовое" духовенство открывает себе тем самым возможность проникновения и в
те передовые слои трудящихся, которые составляют или должны составить нашу
опору.
6. Поэтому сменовеховское духовенство надлежит рассматривать, как
опаснейшего врага завтрашнего дня. Но именно завтрашнего. Сегодня же надо
повалить контрреволюционную часть церковников, в руках коих фактическое
управление церковью. В этой борьбе мы должны опереться на сменовеховское
духовенство, не ангажируясь политически, а тем более принципиально. (Позорные
передовые статьи в партийных газетах о том, что "богородице приятнее молитвы
накормленных детишек, чем мертвые камни" и пр.).
7. Чем более решительный,
резкий, бурный и насильственный характер примет разрыв сменовеховского крыла с
черносотенным, тем выгоднее будет наша позиция. Как сказано, под "советским"
знаменем совершаются попытки буржуазной реформации православной церкви. Чтобы
этой запоздалой реформации совершиться, ей нужно время. Вот этого-то [28] времени мы
ей не дадим, форсируя события, не давая сменовеховским вождям очухаться.
8. Кампания по поводу голода для этого крайне выгодна, ибо заостряет все
вопросы на судьбе церковных сокровищ. Мы должны, во-первых, заставить
сменовеховских попов целиком и открыто связать свою судьбу с вопросом об
изъятии ценностей; во-вторых, заставить довести их эту кампанию внутри церкви
до полного организационного разрыва с черносотенной иерархией, до собственного
нового собора и новых выборов иерархии.
9. Во время этой кампании мы
должны сменовеховским попам дать возможность открыто высказываться в
определенном духе. Нет более бешеного ругателя, как опозиционный поп. Уже
сейчас некоторые из них в наших газетах обличают епископов поименно в
содомских грехах и пр. Думаю, что следует разрешить им и даже внушить им
необходимость собственного органа, скажем, еженедельника для подготовки созыва
собора в определенный срок. Мы получим, таким образом, неоценимый агитационный
материал. Может быть, даже удастся поставить несколько таких изданий в разных
концах страны. Мы до завершения изъятия сосредотачиваемся исключительно на
этой практической задаче, которую ведем по-прежнему исключительно под углом
зрения помощи голодающим. Попутно расправляемся вечекистскими способами с
контрреволюционными попами, ответственными за Шую, и пр.
10. К моменту
созыва собора нам надо подготовить теоретическую и пропогандистскую кампанию
против обновленной церкви. Просто перескочить чрез буржуазную реформацию
церкви не удастся. Надо, стало быть, превратить ее в выкидыш. А для этого надо
прежде всего вооружить партию историко-теоретическим пониманием судеб
православной церкви и ее взаимоотношений с государством, классами и
пролетарской революцией.
11. Надо уже сейчас заказать одну
программно-теоретическую брошюру, может быть с привлечением к этому делу М. Н.
Покровского, если у него есть малейшая возможность.
Практические выводы
для совещания секретарей губпарткомов и предгубисполкомов
1. Провести агиткампанию в самом широком масштабе. Устранить как слезливое
благочестие, так и глумление.
2. Расколоть духовенство.
3. Изъять
ценности как следует быть. Если было допущено попустительство, исправить.
4. Расправиться с черносотенными попами.
5. Побудить определиться и
открыто выступить сменовеховских попов. Взять их на учет. Неофициально
поддерживать.
6. Теоретически и политически подготовиться ко второй
кампании. Выделить для этого одного партийного "спеца" по делам церкви.
Л.
Троцкий
Записка Л.Д. Троцкого во ВЦИК М.И. Калинину и в Политбюро ЦК
РКП(б) В.М. Молотову об отпуске средств для голодающих 30 марта 1922
года.
Товарищу Калинину. Копия Политбюро товарищу Молотову.
Решено было
отпустить миллион золотых рублей на голодающих в счет будущей реализации уже
собранных церковных ценностей и распространить об этом, как можно шире. Между
тем это не выполнено почему-то до сих пор. Считаю, что эту меру нужно провести
фактически и очень демонстративно. Следовало бы даже послать на Волгу один-два
поезда с хлебом, купленным на ассигнованный миллион рублей.
Л. Троцкий. 30
марта 1922 г.